Книга - это тоже игра

Ольга Лебедева

журналист, молодая мама
17.04.2017
1887

Мы продолжаем разговор о детском чтении. В этой статье сотрудники издательсвого дома "Поляндрия" отвечают на новые вопросы подписчиков журнала "Мамин / Папин".

Посоветуйте первую книжку для знакомства малыша с чтением! Как привить интерес к чтению в раннем возрасте? 

Дарина Якунина: 
Совсем малышу интересно всё, мне кажется, в этом мире... Безусловно, это должны быть книги с красивыми иллюстрациями, текст не так важен. 

Екатерина Сорокина: 
Наверное, хорошо, чтобы персонажи были достаточно обыкновенные, встречающиеся ребёнку в его повседневной жизни: мама, папа, дети, кот, собака и т.п. 

Светлана Лазарева: 
Посоветуем из наших новых – «Тихо! У нас есть план» Криса Хоутона. 
Как привить интерес, в двух словах и не скажешь. В первую очередь – читать в семье. Не только ребёнку! Потому что если никто в семье книг в руки не берёт, то разговор о том, чтобы ребёнок на самом деле полюбил читать, начинать практически бесполезно. Если с этим всё в порядке, то, скорее всего, ребёнок сам быстро проникнется идеей того, что умение читать открывает перед ним новые возможности. Ваша задача – деликатно помочь ему, не напирать и всегда активно поощрять. Здесь короткими рекомендациями не обойдёшься, можем отчасти процитировать эксперта – педагога Светлану Сергееву, которая использует, в том числе, наши книги на своих занятиях: 
«Нужно относиться к книге, как к „тайне“, которую нужно раскрыть. Залог успеха – книга-картинка, где на каждой странице иллюстрации дают больше содержания, чем количество текста. То, что нужно для начинающих читателей. Нужно играть с любимыми книгами и персонажами именно вашего ребёнка. Например, брать лист бумаги и ручку и писать слова, которые мы встречаем в книге. Рассказывать своими словами сюжет, обрывая предложение (внимание, интрига!), и последнее слово писать на листочке, чтобы его прочитал ребёнок. И ещё масса вариантов». 

Ирина Калоева: 
Вся серия о Медведике, «Вместе лучше», «Кто прячется под цветами», «Преврати 1 во множество». Привить любовь через яркие иллюстрации и «живое» чтение. 

Каких современных авторов книг для малышей посоветуете? Сколько времени нужно уделять чтению ребёнку до года, чтобы привить интерес? 

Дарина Якунина: 
Книга в этом возрасте – это тоже игра, и тут не надо ограничивать себя во времени. Пока малышу интересно её рассматривать, трогать, перелистывать, этим надо пользоваться. Но и не стоит насильно удерживать внимание. 

Светлана Лазарева: 
Всё индивидуально, что касается времени. Нельзя установить норму, книга это не каша. Бывает, что ребёнок вообще не хочет слушать, и это нормально. Главное – понимать, что чтение в таком возрасте это ещё не совсем про книги. Это про контакт с родителями. И ни в коем случае не нужно садиться за чтение, если вы раздражены, слишком устали или чрезмерно обеспокоены чем-то другим. Не нужно садиться читать, если не способны отвлечься от всего и целиком посвятить некоторое время ребёнку. Ребёнок наверняка почувствует, что вы «не в книге» и не в диалоге с ним. Если есть возможность, то должно быть вечернее совместное чтение, которому вы можете уделить хотя бы полчаса времени. Это не обязательно книга на ночь, может быть просто спокойная история, которую вы прочитаете не только с ребёнком, а всей семьёй. А вот днём стоит читать «с играми», опять-таки, по настроению. 

Посоветуйте, пожалуйста, интересные книги для девочки, которой сейчас 2,5 года? Спасибо! 

Дарина Якунина: 
Книги Криса Хоутона, Деби Глиори, Ютта Лангройтер. 

Как относиться к сказкам со злыми персонажами – ведьмы, Бабки Ежки? Есть ли на них возрастной ценз? 

Дарина Якунина: 
Лично я не вижу никаких опасностей и спокойно знакомлю своих детей с подобными персонажами, именно они готовят наших малышей к встрече с более серьёзными опасностями (сложностями) в жизни. Для каждого возраста мы подбираем правильные слова, образы, но, по сути, ребёнок всё же не воспринимает их буквально. Надо быть проще и самим не создавать проблемы там, где их нет. И говорить-говорить-говорить с детьми о нашем мире... А книги всегда нам в этом помогут. 

Екатерина Сорокина: 
Злые персонажи, на мой взгляд, необходимы. Осмысливая такие сюжеты, ребёнок на своём уровне учится понимать, что в жизни бывает опасность и есть правила поведения, соблюдая которые, он может защититься или избежать её. 
И потом, злые персонажи не всегда бывают страшные, часто они глупые и поэтому смешные. Здесь как раз возникает вопрос возрастного ограничения. Например, народные сказки маленьким детям читают в адаптированных версиях. В книжках для малышей злые персонажи могу быть плохими, но не должны быть страшными или жестокими. Родители, конечно, лучше других понимают, что их ребёнок готов воспринимать, а чего он может испугаться. 

Анна Шилина: 
Эти сказки существовали всегда, это часть культуры разных стран, эту часть, думаю, невозможно и не нужно «вырезать» цензурой. И говоря о возрастном цензе: в 7 лет читать «Красную шапочку» со злым волком и «сценой насилия» поздновато, «Ганзель и Греттель» про «жестокое отношение к детям» (туда же «12 месяцев» и проч.) – тоже. Родители сами должны решить, когда подобные произведения уместно прочитать. 
Не поддерживаю точку зрения, что злые персонажи в книгах травмируют детскую психику. Это совершенно не так. Лично я вижу перегибы разве что в колыбельных типа «…придёт серенький волчок и укусит за бочок…» 
Не считаю правильным пытаться ограждать детей от сказочного мира, в котором присутствует зло в виде вымышленных персонажей, так как в реальности зло со-существует с добром, и это (наличие зла в мире) не должно стать неожиданным «открытием» для ребёнка лет семи (или младше), который начнёт активно социализироваться в группах. 

Дарья Ушакова: 
Думаю, что нет возрастного ценза. Как и в жизни, злодеи бывают всех возрастов и мастей. Мне, кстати, нравится, что в последнее время появились отдельные сказки по злым героям, где у них своя жизнь и проблемы, а не только размышления о том, как бы съесть детей и уберечься от картинно правильных спасителей принцесс. Мои фавориты – драконы. А ещё – принцессы во всех странах одинаковые, как правило, зато злодеи очень «национальные» – то есть у кого-то Баба-Яга, у кого-то дракон, у кого-то тролли. Неплохой повод расширить кругозор и поговорить о разных культурах, правда?

Начало читайте здесь: http://maminjournal.ru/article/211

Надежда Степанова

семейный и детский психолог

Есть куча психологических теорий и есть дети, которые не всегда в эти теории укладываются. То, что хорошо одному ребёнку, может принести вред другому.

14 104
Основные темы статьи:

комментарии