«От нас с вами зависит, чем станет для ребёнка книга: ненужной вещью или интереснейшим занятием»

Ольга Лебедева

журналист, молодая мама
02.06.2017
3123

Чтение книг развивает словарный запас, кругозор, память, наконец, эмоциональный интеллект. Мы все это знаем. Открытым часто остается вопрос "как". Как помочь детям полюбить книги? Поговорили об этом со Светланой Сергеевой, психологом, педагогом, атвором ряда педагогических программ по детскому чтению.

 

1. Светлана, как правильно знакомить малыша с книгой? И что делать, если малыш не хочет/не может сидеть слушать? Может, начать не с текстов? 
Конечно, знакомство с книгой должно вызвать у ребёнка самые приятные эмоции. Малыш непременно должен быть у вас на руках, в объятиях. Книга, с которой выберет мама знакомство, должна «заговорить» понятными и простыми словами, короткими фразами, желательно в рифме. Это могут быть любые потешки с картинками, которые могут к тому же исполняться с движениями. Ваши руки двигают ручками малыша: «Сороку-белобоку» знают все мамы. Но я бы не спешила сразу читать. Я бы начинала рассматривать книги и иллюстрации в них. И просто называть, кто там изображён: «Смотри – это собака» (говорим по-взрослому, не сюсюкаем). Иногда придётся это делать быстро, так как процессом перелистывания руководит ребёнок. Сколько захочет он вас слушать и смотреть в книгу, куда показывает ваш палец, столько и хорошо. Если вам удалось хотя бы на одну-две минуты привлечь его внимание, то этого уже достаточно. Наблюдайте, предлагайте, но не настаивайте, если малыш не хочет слушать. 

2. Каких авторов вы посоветуете для начала чтения и лет до трёх-четырёх? 
Ничего нового не посоветую, особенно малышам до года. Если это стихи – то потешки. В них особенная певучесть и ритм, которые имеют и психологический, и развивающий эффект. Успокаивают, дарят чувство защищённости повторяющиеся фразы и слова. Стихи Барто, Маршака, Чуковского, сказки Сутеева, про колобка, курочку-Рябу, Репку, Машеньку и медведя. И есть зарубежные книги. Мои любимые издательства – Поляндрия, Clever, Самокат, Розовый жираф. Книги должны быть хорошего качества, с иллюстрациями с наименьшим количеством деталей, уютного формата. 

3. Какие ритуалы, связанные с чтением, помогают полюбить книги? Может, поход в библиотеку или книжный магазин, чтение в определённое время или что-то ещё? 
Хороший вопрос про ритуалы. Вспомните себя в детстве, как вам читали перед сном. В этот момент мама (папа) безраздельно только твоя (твой). Когда вы читаете ребёнку, вы дарите ему самое дорогое – время и своё внимание. Вы беседуете. Отвечаете на вопросы ребёнка. Пока малыш маленький и не говорит, вы просите его показать – где, кто, что на картинке. Книга развивает эмоциональный интеллект, о котором сейчас так много говорят. Вы просите показать: как больно кому-то, как кто-то грустит или радуется. Через книгу вы учите ребёнка сопереживать, радоваться, удивляться, задействуете весь спектр эмоций. Если сопровождаете всё это движениями, жестами, то это умиляет всю семью. Я до сих пор помню – как сын рассказывал сказку «Три медведя» от и до, точно копируя мои манеры и интонации. Книгу можно брать с собой повсюду и пользоваться моментом, чтобы почитать. В поездку, в поликлинику и даже на прогулку. Но чтение на ночь – это безоговорочный ритуал. Если говорить о психологическом эффекте, то он тоже очевиден. Крепнут ваши эмоциональные связи с ребёнком, развивается воображение, речь, память. Пробуйте в разное время суток читать ребёнку – и наблюдайте за реакцией. Когда ребёнок подрастёт, можно предлагать ему самому выбрать книгу, но помните, что предварительный выбор делаете вы. Из двух-трёх книг ребёнку гораздо проще будет сделать выбор в магазине или в библиотеке, и вы будете уверены, что книга ему подходит по возрасту. Скажите просто: это книга про лису и зайца, а эта про девочку Женю – какую выберешь? Соглашаемся, искренне радуемся, и план на вечер уже имеется. Книгами можно меняться с друзьями, дарить малышу на день рождения! Если вы любите книги (особенно фанатеете от детской литературы), то и ребёнок будет их любить. 

4. Как относиться к некрасивым или откровенно уродливым картинкам в детских книжках? Слишком "мультяшным", например.
Не всегда, что уродливо для нас, будет уродливым для ребёнка. Вот, например, книга «Тихо. У НАС ЕСТЬ ПЛАН» издательства Поляндрия: с виду «топорные» иллюстрации в стиле рваной аппликации. А детям нравятся! Восторг. Потом сам присмотришься и удивляешься – как точно передаются эмоции и настроение героев. Поэтому купить сейчас книгу с уродливыми иллюстрациями практически невозможно. Тем более – выбираете вы. Чем меньше невнятных, неестественных «мультяшных» животных, где не разберёшься, кто это – медведь или собака, тем лучше. Иллюстрации могут быть в разных стилях, и надо предлагать разные варианты, но только чтобы они гармонично вписывались в содержание книги. Благо, сейчас широкий выбор: и книги, и иллюстрации в них замечательные! 

5. Возможно, существуют какие-то методики управления вниманием? Может, если читать эмоционально, меняя голоса, то внимание можно удержать дольше, а если спокойно, медленно и монотонно, то ребёнок быстро уснёт. 
Что касается малышей до года, то тут говорить мы можем только о непроизвольном внимании. Легко привлечь внимание ребёнка, но удержать его бывает довольно сложно – вот он только смотрит в книгу на картинку, как вдруг уже сползает с ваших рук. Это нормально. Слушать и рассматривать картинки (плоскостное изображение) пока ещё сложно. Это ещё связано с тем, что у ребёнка мышление в данном возрасте наглядно-действенное. Ему необходимо всё потрогать, покрутить. Поэтому книги может ждать грустная участь – быть порванными. Лучше, чтобы они были с жёсткими страницами и появлялись, менялись, чтобы ребёнок мог в свободном доступе взять и полистать их. Но только мама (взрослый) способна улучшить качество времени, проведённое за книгой. Ваши интонация, артистизм и позитивный настрой способны со временем дольше удерживать внимание ребёнка. Ваши вопросы, эмоциональная подача – и всё, вы вместе улыбаетесь, ребёнок тычет пальчиком в книгу. Вот тут и появляется первая любовь, первая понравившаяся книга, которую ребёнок готов слушать снова и снова. Читайте! Если читать на ночь что-то спокойное, более повествовательного характера, например «Умку» Ю. Яковлева, «Рассказы о животных» Е. И. Чарушина, то ребёнка это настроит на сон, ваш голос убаюкает его. 

6. Какие есть табу в области детского чтения? И есть ли они? 
Табу... Я бы это перефразировала в «права читателя», о которых написал Даниэль Пеннак в своей книге «Как роман». «Права» звучат как-то более позитивно. Но в центре не просто читатель, а ребёнок, и от нас с вами будет зависеть – чем станет для него книга: ненужной вещью на полке или одним из интереснейших занятий для времяпровождения. Берите книгу с собой повсюду. Читайте ребёнку не потому, что надо, а потому, что вы любите его и вам нравится открывать перед ним мир героев из книг. Читайте и общайтесь, задавайте вопросы и проявляйте терпение. Читайте ровно столько, пока ребёнок вас слушает. Несёт книгу почитать? – Бросайте всё и читайте. Пусть книга будет иметь своё продолжение. Вы можете рисовать героев, лепить их из пластилина и т. д. Важно, чтобы папы, не имея возможности днём проводить время с ребёнком, могли вечером или на ночь читать своим детям. Так они восполнят недостаток общения и внимания. А задача мам – организовать этот процесс: вовремя всё и всех подготовить, и интересную книгу тоже. В своём блоге я даю рекомендации книг, которые могут быть интересны и детям, и родителям. А самое главное, если ребёнок видит читающих родителей, то и он последует вашему примеру.

Надежда Степанова

семейный и детский психолог

Есть куча психологических теорий и есть дети, которые не всегда в эти теории укладываются. То, что хорошо одному ребёнку, может принести вред другому.

14 104
Основные темы статьи:

комментарии